пятница, 11 апреля 2014 г.

Сор из избы

Вторую неделю собираюсь написать красивый фоторепортаж об одном австрийском городке, но вместо этого пишу то про метро, то про мусор. А все потому, что погода и Сашино здоровье никак не договорятся быть отличными одновременно :) Надеюсь, они скоро исправятся, и мой следующий пост будет пестреть фотографиями красивых пейзажей и архитектурных ансамблей.

А сейчас речь пойдет о самом что ни на есть бытовом вопросе: как и куда выбросить мусор в Германии?

Признаться честно, до приезда сюда, в Мюнхен, я считала, что эта тема мною полностью изучена, и я готова перейти к практике. Но на деле я столкнулась с некоторыми трудностями. Например, куда выбрасывать стеклянные бутылки от вина, которые остались нам по наследству от предыдущего жильца? (Он замаскировал их как элементы интерьера, рассредоточив по полкам между свечами, вазами и прочими сувенирами - хитрый итальянец :)). Или: к какому виду мусора относятся остатки приготовленной пищи? Если вы сейчас смеетесь над моими вопросами и крутите пальцем у виска, то вы, наверное, не в курсе, что в Германии не так-то просто выбросить мусор и происходит это совсем не так, как в России. Прежде чем выбросить что-то на помойку, нужно это что-то проанализировать, декомпозировать на составляющие и определить, к какому виду/роду мусора эти составляющие относятся. Вот такой, почти научный, подход к утилизации отходов. Чтобы не пытаться повторить то, что уже 100 раз рассказано, поделюсь с вами полезными ссылками на историю вопроса.

1. Статья об особенностях утилизации мусора в Германии.

2. Те, кому лень читать, могут посмотреть сюжет

А теперь расскажу, как это работает для простого жителя города Мюнхен на собственном примере.

Предварительная сортировка

Пространство моей небольшой кухни на четверть заставлено емкостями для разного вида мусора: для бумаги, для биомусора, для пластика и упаковок, для металлических отходов, для остального мусора, который не относится ни к одному из перечисленных. Помимо этого, отдельно собираю пустую тару многоразового использования, которую можно сдать и вернуть залог, который был включен в стоимость продукта.

Если с бумагой, картоном и металлом все понятно, то, что выбрасывать в биомусор и в Restmull (остаточные отходы), для меня было неочевидно. Поэтому я, как добропорядочный (пока еще не) гражданин, зашла на официальный сайт управляющей компании по утилизации отходов Мюнхена и нашла там всю необходимую информацию. Потратив приличное количество времени на перевод, я узнала, что к био-мусору относятся остатки сырых овощей и фруктов, чайные пакетики, кофейные фильтры, яичная скорлупа, горшечные растения с почвой, без горшков, листья, трава, сорняки, черенки деревьев и кустарников, и прочее. К Restmull относятся все отходы, которые не подлежат переработке и повторному использованию, а также не содержат вредных веществ. Например,использованные пылесборники, уличный мусор, предметы гигиены, подгузники, остатки вареной пищи, приготовленные салаты, мясо, кости, рыба, обои, копировальная бумага и т.п.

Контейнер

Итак, после предварительной сортировки мусора дома отправляемся на улицу к мусорным бакам.

Цветовая гамма для всех мусорных баков в городе единая: синие контейнеры для бумаги и картона - Papier-Tonne, черные (темно-серые) - для Restmull и коричневые - для биомусора.

Если заглянуть внутрь контейнеров, то становится понятно, что не все жители добросовестно соблюдают предписания по сортировке мусора. Но все-таки это, скорее, исключение, чем правило.

Идем сдавать бутылки

Чтобы вернуть себе залог за тару многоразового использования, о котором я писала выше, нужно сдать их в специальный автомат-приемник в том магазине, в котором вы покупали эту продукцию.

Автоматы принимают пластиковые и стеклянные бутылки, а также металлические баночки из-под напитков типа Fanta или Coca-cola. Чтобы понять, является ли бутылка от минералки или пива тарой многоразового использования, нужно изучить этикетку и найти на ней ключевое слово Pfand - залог или Mehrweg - многоразовый

Так выглядит автомат-приёмник тары многоразового использования.

На автомате есть картинки-инструкции по использованию и небольшой монитор, демонстрирующий клиенту, как правильно помещать бутылки внутрь автомата. 


Этикетки снимать с бутылок ни в коем случае нельзя, потому что автомат считывает штрих-код с бутылки и принимает ее, если она была куплена в этом магазине (или в одном из магазинов сети), в противном случае - возвращает бутылку назад. Взамен клиент получает чек с общей суммой возвращенного залога. Этот чек покупатель отдает кассиру при своей следующей покупке в магазине и получает скидку равную возвращенной сумме. Вот такой круговорот денег в природе.

Итальянское вино и тетрапак

Возвращаемся домой. Что еще осталось выбросить? Много чего: стеклянную (спасибо итальянцу!) тару, которая не относится к многоразовой, а также пластиковые и аллюминевые упаковочные материалы, отмеченные знаком «Зеленая точка». Все это необходимо выбрасывать в специальные желтые контейнеры. На сайте управляющей компании по утилизации отходов Мюнхена я нашла карту города, на которой отмечены все места, где расположены данные контейнеры. Они разбросаны по городу с приблизительной частотой в несколько кварталов. Ближайшая точка оказалась через 2 квартала от моего дома, как раз возле парка, где я бегаю.


Контейнер для зеленого стекла

Контейнер для коричневого стекла

И, как вы уже догадались, контейнер для белого стекла. Надпись в красной рамочке гласит: "Выбрасывать в рабочие дни с  7 утра до 7 вечера", чтобы не мешать шумом битого стекла жителям близлежащих домов.

Контейнер для пластиковой упаковки "Зеленая точка". Сюда выбрасывают пластиковые поддоны от овощей и фруктов, упаковку тетрапак от молочных продуктов, пакеты и прочее.

Контейнер для алюминиевой упаковки "Зеленая точка".

Одежда и обувь

Когда я уезжала из Москвы, передо мной встала серьезная проблема, куда деть мою одежду и обувь, которую я не хочу продавать, но и выбрасывать тоже жалко, т.к. все в хорошем состоянии. Первая мысль - сдать в детский дом. В моем университете несколько раз в год проходил сбор одежды и игрушек для детских домов Пензенской области. Однажды я и сама ездила со студентами и преподавателями факультета в Неверкинский детский дом и видела, как это происходит. Видела, как дети, особенно девочки, налетают на сумки с вещами, выискивая себе что-нибудь покраше, да помоднее. Многие дети сейчас развиты не по годам, как умственно, так и физически, и поэтому я уверена, что моя одежда 42-44 размера обязательно пришлась бы впору какой-нибудь девочке (а может и не одной) из детского дома. Но оказалось, что московские детдома принимают только новую, купленную одежду. Поправьте меня, если я не права, но я не нашла ни одного детдома в Москве, который бы принимал одежду б/у.

2-ой вариант сбыта - Second Hand. Но и тут меня ждало разочарование. Second Hand сейчас модное течение. Fashion-блоггеры не стыдятся ставить это словосочетание рядом с Prada или Chanel в описании своего очередного аутфита. Но и сами  SecondHand-ы уже не те комиссионки, что были раньше. Они, видите ли, принимают только фирменные вещи, и мое платье какой-то неизвестной турецкой или китайской фирмы им не подходит.

Что же я сделала, спросите вы? Я аккуратненько сложила вещи в одну коробку, на которой написала "Женская одежда р-р 42-44", а обувь в другую - "Женская обурь р-р 38" и отнесла их к мусорным контейнерам возле моего дома. Надеюсь, вещи нашли своих новых хозяев.

А теперь возвращаюсь в мою мюнхенскую действительность. Если бы я переезжала из Мюнхена в Москву и мне нужно было бы облегчить свой чемодан, то всю одежду, обувь и даже домашний текстиль я смогла бы без проблем сдать на благотворительность.

Это обложка брошюры, в которой изложены основные требования к сдаваемым вещам

Сдавать можно женскую, мужскую, детскую одежду и обувь, чистую и в хорошем состоянии, без дефектов. Также можно сдать столовое и постельное белье (скатерти, полотенца и т.д.), шторы, пуховые одяла. Не принимаются лыжные ботинки, роликовые и обычные коньки, резиновые сапоги, мокрый и грязный текстиль, непарная и поврежденная обувь.

В брошюре также написано, что половина вещей используется повторно, часть из них идет на экспорт, часть остается в Германии, сдается в Second Hand. Все, что не пригодно в носке - утилизируется безопасным путем.

Вот мы и разобрались со всем моим мусором. Единственное, о чем я не упомянула, - батарейки и аккумуляторы. Их также можно сдать в супермаркеты, в которых для этого обычно у входов стоят коробки. Далее они утилизируются специальным образом без вреда окружающей среде.

Честно говоря, в России я не особо задумывалась о том, какой вред наносит мусор окружающей среде, о том, что то, что мы ежедневно выбрасываем на помойку, планета будет переваривать столетиями. Разобравшись, как все это организовано в Германии, я, несмотря на некоторые неудобства ( 5 мусорных вёдер вместо одного), постараюсь следовать установленным правилам и тем самым вносить личный вклад в защиту окружающей среды.

Друзья, интересно ваше мнение по данной теме. Буду рада, если в комментариях ответите на вопросы:
Как вы думаете, если ввести подобную систему переработки и утилизации мусора в России, приживется ли она?
Готовы ли вы лично сортировать мусор, во благо матушки-природы?

TEXT.RU - 97.71%

Комментариев нет:

Отправить комментарий