понедельник, 25 августа 2014 г.

Германия глазами иностранцев. Часть 1

Ich hoffe, dass ich Eure Äußerungen trotz mancher Schwierigkeiten mit der Übersetzung richtig wiedergegeben habe. Falls ich doch irgendwo Fehler gemacht haben sollte, gebt mir bitte kurz in den Kommentaren Bescheid, ich werde sie dann auf jeden Fall korrigieren.

Знаете, какое главное отличие моей жизни в Германии от жизни в России? Ежедневное общение с иностранцами, и здесь я имею в виду не немцев. С другими иностранцами, которые не знают русский язык и знакомы с Россией только по словам "водка", "автомат Калашников", "зима", ну, теперь еще и "Путин". Я общаюсь с ними каждый день, и настолько к этому привыкла, что почти перестала это ценить.

Но недавно ко мне в голову пришла идея: взять интервью у моих сокурсников на тему "Что для вас Германия?". Я подготовила несколько вопросов о Германии и задала их своим новым друзьям. Все респонденты были со мной предельно откровенны и, казалось, давно ждали, когда же кто-нибудь у них спросит, каково им жить в Германии. Ответы позволили мне не только взглянуть на Германию их глазами, но также открыли для меня много нового о других странах нашей земли-матушки. Сегодня публикую первую часть этого интервью. Пишите в комментариях, что вас удивило и заинтересовало в ответах респондентов. Мне очень интересно ваше мнение.


Jessica Vieira, приехала из Бразилии, 26 лет, замужем, PR-менеджер, в Германии живет 3 года, с недавних пор работает преподавателем на курсах португальского языка.

1. Почему ты приехала в Германию?

3 года назад мой муж получил приглашение на работу в Мюнхене, недолго думая, мы приехали сюда. В течение этих трех лет я продложала учиться в Португалии, часто ездила по учебе домой на промежутки не больше 2-х недель. В сентябре этого года я заканчиваю обучение, получу диплом и буду искать работу.

2. Что тебя удивило в Германии?

В первую очередь - это ужасная погода. С Бразилией не идет ни в какое сравнение: холодная зима и никакого лета.
В хорошем смысле меня удивили порядок и культура, которые поддерживаются самими немцами.

3. Что тебе нравится в Германии?

Как я уже сказала, мне очень нравится, как здесь все устроено, что везде порядок, что люди заботятся об окружающей среде, соблюдают чистоту не только в своем доме, в своем дворе, но и на улицах города, в парках, в общественных местах. Это не свойственно бразильцам. В Бразилии люди заботятся только о личных вещах, а улица или парк под эту категорию не попадают. Еще мне нравятся многие черты самих немцев: они правильные, интеллигентные, дружелюбные, одним словом, - хорошие люди.

4. Что тебе не нравится в Германии?

Пока мне не нравится только погода. Это больная тема для нас, бразильцев. Все мои друзья страдают от этого.

5. Какие стереотипы о Германии и немцах бытуют на твоей родине? Какие из них подтвердились, а какие нет?

Есть 2 главных стереотипа:
1. Все немцы пьют пиво. Это действительно так. Пиво - здесь главный напиток.
2. Все немцы - "холодные" в общении. Этот стереотип тоже подтвердился. В Бразилии люди более открытые, душевные. Немцы приветливые, вежливые, но близко к себе не подпускают, и сами не торопятся с кем-то сближаться. Это очень отличается от общения бразильцев. Еще немцы не умеют импровизировать. Если у них есть проблема, они знают только одно решение для этой проблемы. Но если это решение не подошло, то они опускают руки, не стараются найти другой выход из ситуации, не импровизируют. Это как в еде: немец всегда будет заказывать швайнехаксу с картофельным салатом, но заказать картофельный салат с чем-то другим ему никогда не придет в голову.

6. Планируешь ли ты остаться здесь жить?

Нет, и главным образом из-за погоды. Если бы не погода, Германия была бы идеальной страной для меня. Ну и еще, пожалуй, язык. Все-таки я больше тяготею к англоязычным странам. После того, как я получу диплом в сентябре, я планирую поехать в англоязычную страну, например, в Великобританию, хочу найти там работу, улучшить свой английский.

- Но в Англии тоже погода не из лучших?

(улыбается) Да, это так. Но я и не говорила, что хочу остаться там жить. Это просто очередной этап моей жизни. Я еще слишком молода, чтобы где-то остановиться, покупать дом и больше никуда не ездить. Я хочу путешествовать, узнавать что-то новое, знакомиться с людьми. В этом и есть жизнь.

7. Как ты думаешь,вернешься ли когда-нибудь в Бразилию?

Я не знаю. В Бразилии есть одна большая проблема, которая мешает людям хорошо жить, - это повсеместная коррупция. Человек сталкивается с ней всюду: когда идет к врачу, когда устраивает ребенка в детский сад или в школу. Наши политики много чего обещают, но никогда ничего не делают. Люди протестуют, но пока это не помогает. Так что пока я не знаю, вернусь я туда или нет.

8. В Бразилии много людей среди твоего окружения, которые стремятся уехать за границу, хотят эммигрировать?

Нет, я бы так не сказала. Многим людям в Бразилии свойственно довольствоваться тем, что есть. Они могут быть не довольны своей работой, политиками, ситуацией в стране или в доме, но не будут ничего предпринимать, чтобы это изменить. Они скажут: "Да, все плохо, но с этим ничего не поделаешь.". Поэтому я бы не сказала, что многие люди хотят уехать из Бразилии.


Stefany Cevasco, приехала из Перу, 31 год, замужем за немцем, в Германии 2 месяца, до этого 6 месяцев жила в Австрии, в настоящее время не работает.

1. Почему ты приехала в Германию?

Только потому, что мой муж - немец. Мы познакомились с ним на сайте знакомств. Он приехал в Перу, и первый год мы жили там. Он учил испанский и хотел открыть свое дело в Перу. Затем у него появилась работа в Австрии, и мы поехали в Австрию. Это было для меня очень тяжело. В Перу очень крепкие семейные связи. Родственники всегда тесно общаются друг с другом, и семья старается всегда быть вместе, поэтому мне было очень тяжело покидать своих родителей, братьев и сестер. В Австрии я была совсем одна дома, пока муж работал. Я очень тосковала по общению с людьми. Потом у мужа сильно заболела мама, и мы были вынуждены вернуться в Мюнхен. На следующий день после нашего возвращения его мама умерла. Теперь мы живем здесь. Дома разговариваем по-испански, но я очень хочу как можно скорее выучить немецкий, чтобы полностью интегрироваться в немецкое общество.

2. Что тебя удивило в Германии?

Режим работы магазинов. В Перу есть очень много круглосуточных магазинов, и все магазины работают по воскресеньям. Я не понимаю, почему в Германии запрещены круглосуточные магазины? Ведь это выгодно для самих продавцов? А такой режим работы, как здесь, на мой взгляд, очень не удобен.

3. Что тебе нравится в Германии?

Главное преимущество по сравнению с Перу - отсутствие дискриминации. Здесь все люди равны, независимо от рассы и вероисповедания. Еще могу отметить, что немцы открыты для всего нового. Перуанцы придерживаются более консервативных взглядов, что часто мешает жить.

4. Что тебе не нравится в Германии?

Люди холодны в общении и держат дистанцию даже с родственниками. В немецких семьях, когда ребенок достигает совершеннолетия, он уходит из семьи и практически полностью теряет связь с родителями. Бабушки и дедушки могут месяцами не видеть своих внуков, а при встрече общаться, как с посторонними детьми. Для меня бабушка - это такой же близкий человек, как мама. Я была очень удивлена, что мой муж может не звонить своей маме по несколько недель, когда жил в Перу. Это мне непонятно.

И еще мне очень не нравится погода. В Перу я каждый день ходила на пляж, у нас очень теплая зима, без снега, и очень жаркое, знойное лето. Здесь я очень скучаю по теплу и солнцу.

5. Какие стереотипы о Германии и немцах бытуют на твоей родине? Какие из них подтвердились, а какие нет?

Стереотип о внешности немецких мужчин не подтвердился. В Перу считается, что немецкие мужчины высокие, светлокожие и светловолосые. Здесь в Мюнхене я вижу много немцев, которые не подходят под это описание. Они все разные.

Другой стереотип, который подтвердился, немцы - прямолинейны. Они говорят то, что думают и так как есть на самом деле. Не нужно пытаться искать в их словах потаенного смысла или задней мысли. Если тебе сказали, что перезвонят, то так они и сделают. А если ответ по какому-нибудь вопросу отрицательный, то тебе так и скажут - нет, а не будут вилять из вежливости. А в Перу вам скажут: мы вам перезвоним, когда ситуация прояснится, сообщим вам о результатах, но в итоге вам так никто и не перезвонит.

Поначалу меня шокировала такая прямолинейность немцев, но позже я осознала преимущества, которые она за собой несет. Зачем тратить время на человека или дело, которое не принесет тебе желаемых результатов, а когда об этом сообщается без виляний и загадок, то становится гораздо проще забыть и двигаться дальше, чем гадать над вопросом, что же он имел в виду, когда это сказал?

6. Планируешь ли ты остаться здесь жить? Как ты думаешь, вернешься ли когда-нибудь в Перу?

Сейчас я очень хочу в Перу. Моя душа и сердце остались там, с моей семьей. Но головой я понимаю, что мой муж немец, и теперь Германия для меня дом. Германия будет домом и для моих детей, которые будут немцами, а не перуанцами.

7.В Перу много людей среди твоего окружения, которые стремяться уехать за границу, хотят эммигрировать?

90% перуанцев хотят уехать заграницу. Как минимум временно на заработки, как максимум навсегда. Самая желанная страна для переезда - это США. В Перу огромная пропасть между людьми богатыми и бедными. Очень много людей, которые живут за порогом бедности. Много очень богатых людей. А тех, кто зарабатывает достаточно денег, чтобы не бедствовать и содержать сеьмью, воспитывать детей, так называемый средний класс, таких людей, к сожалению, немного.


Anita Kafka, приехала из Ямайки, 26 лет, есть друг, двое детей, которые остались в Ямайке с бабушкой, в Германии 3 месяца, временно не работает.

1. Почему ты приехала в Германию?

В Ямайке сложная ситуация с образованием. Учиться на Ямайке очень дорого. По этой причине я не смогла закончить школу на своей родине и приехала учиться в Германию. Моя мама - немка, поэтому выбор страны был очевиден. В сентябре я пойду в школу.

2. Что тебя удивило или шокировало в Германии?

Еда. Как они это едят? У немецкой еды абсолютно нет вкуса, они не используют специи. Помимо еды здесь отвратительная погода.

3. Что тебе нравится в Германии?

Здесь для человека открыто много возможностей: можно бесплатно получить образование, найти работу по душе. Здесь человек может не бояться начинать в своей жизни что-то заново: все дороги для этого открыты.

4. Что тебе не нравится в Германии?

У немцев слишком много правил. Это очень усложняешь жизнь. В Ямайке все гораздо проще и расслабленнее, и мне это нравится.

5. Есть какие-то стереотипы о немцах и Германии на твоей родине, которые подтвердились или опроверглись, когда ты сюда приехала?

Мне сложно говорить о стереотипах про Германию, потому что моя мама - немка и некоторые мои родственники живут в Германии. С одной стороны ничего такого, к чему я была не готова, здесь не увидела, с другой стороны - Германия абсолютно чужая для меня страна. Мой родной язык - английский, мне гораздо ближе и больше знакомы США и Великобритания, чью историю мы учили в школе. Про Германию в нашей стране особо никто не говорит.

6. Хотела бы ты остаться жить в Германии?

Пока у меня есть одна цель - закончить школу. О своей дальнейшей жизни, я буду думать после этого. Конечно, в первую очередь я думаю о детях, о том, где им будет лучше жить, расти и развиваться. Если ситуация в Ямайке будет улучшаться, то и не нужно будет оставаться в Германии. С другой стороны, если моим детям будет лучше здесь, и они будут хотеть этого, мы можем приехать сюда.

7. Если бы ты осталась жить в Германии, то смогла бы через 20 лет сказать, что ты немка?

Думаю, нет. Я родилась и выросла в Ямайке, а моя мама - немка, поэтому я всегда буду оставаться по обе стороны. Я и сейчас не могу назвать себя ямаитянкой, потому что во мне есть часть немецкой крови.


8 комментариев:

  1. Очень интересно было почитать! Кстати, про то, что немцы прям уходят из дома в 18 лет и не общаются с родителями и бабушками - это не у всех так. Мой муж тоже рано по нашим меркам съехал от родителей, но отношения с семьей самые теплые. Все праздники вместе и т.п., а уж про дедушку и старшее поколение я вообще молчу - это для него святое. И даже я, смотря на него, стала к своей семье еще теплее относиться)) Так что раз на раз не приходится. А свои ответы на эти же вопросы выложишь? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо за интерес к моим ответам :) даже не возникало такой мысли. Подумаю над твоим предложением. Я тоже думаю, что у немцев, как и у русских, разные семьи бывают: кто-то тесно общается, поддерживает отношения, а для кого-то нормально жить в разных городах и не видеться годами. Но, к слову, это второй случай упоминания холодных отношений между дедушками-бабушками и внуками. Первый раз об этом упомянула моя преподавательница на курсах.

      Удалить
    2. Да, я тоже, на самом деле, много слышала о таких формальных отношениях в семье... Но пока что не сталкивалась) Ну и про то, что менталитет у немцев в целом более закрытый и холодный, полностью согласна. Иногда общаться с ними довольно сложно.

      Удалить
    3. Я пока таких выводов сделать не могу, просто не хватает исходных данных :) Но на курсах люди постоянно твердят "kalt", когда говорят про немцев.

      Удалить
  2. Очень интересно, Вер! С удовольствием прочитала! Мне тоже было бы интересно почитать твои ответы ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина, спасибо! Ок, уговорили :) Напишу во второй части свои ответы тоже.

      Удалить
  3. "А такой режим работы, как здесь, на мой взгляд, очень не удобен."
    Вер, расскажи подробнее :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рассказываю, Миш :) В воскресенье и по праздникам все магазины закрыты. Что-то можно купить разве что на заправке втридорога. С пн по сб магазины закрываются самое позднее в 20.00, открываются - самое раннее в 7.00. Круглосуточных магазинов нет. Это и расстраивает большинство иностранцев, которые не привыкли заранее думать, что же им понадобится в воскресенье, и покупать все в субботу.

      Удалить