четверг, 17 июля 2014 г.

Deutsch Sprachkurs, или как я учу немецкий

Deutsch
Делаю домашнюю работу в парке возле дома

В течение последних 4 месяцев в мой лексикон вернулись давно забытые слова из школьной тематики: урок, домашняя работа, перемена, каникулы. Например, у меня уже было 2 выпускных и 2 каникул. Наверное, сейчас я могу и должна подвести некоторые итоги, проанализировать, насколько я продвинулась за это время, что стоит поменять в процессе изучения языка и т.д.

Еще в Москве, пока готовились наши документы на визу, я начала учить язык. Самостоятельное обучение проходило вяло, без особого энтузиазма. Я думала, что приеду в Германию, попаду в языковую среду, и тут немецкий так и польется ручьями в мое сознание естественным образом. Но, как говорят на Руси: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда."

В этом посте я хочу поделиться с вами информацией об одной из самых популярных в Мюнхене языковой школе, о том, как я учу немецкий язык с нуля, с камими сложностями сталкиваюсь. В общем, отвечу на, пожалуй, самые популярные вопросы, поступающие из России.

Языковая школа

Наши русские друзья, долгие годы проживающие в Мюнхене, посоветовали нам Münchner Volkshochschule (MVHS) как приемлемую в плане соотношения цены и качества языковую школу. Позже, пообщавшись со своими новыми одногруппниками, я пришла к выводу, что это достаточно популярная языковая школа в Мюнхене, потому что их друзья и друзья их друзей тоже учились здесь. Главный офис школы находится в культурном центре Geistag. Также есть несколько филиалов в разных частях города. При регистрации на первый курс А1 мне было предложено 3 филиала, один из которых находится в 7 минутах ходьбы от нашего дома. Его я и выбрала.

Munich
Главный офис Volkshochschule в культурном центре Geistag. Фото из моего Instagram

Если кто-то, в отличие от меня, приходит не с нулевым уровнем немецкого, и считает, что готов пропустить первую ступень курсов (а может, и больше), то ему предлагают пройти тест, который определяет уровень языка и помогает зарегистрироваться на соответствующий курс.

Как все в этой жизни, школа имеет ряд преимуществ и недодастков, с которыми приходится мириться.

Начну с недостатков:

1. Курс в MVHS длится около 2 месяцев, но, как на первом курсе, так и на втором, в течение этого срока есть 2 недели каникул, которые лично для меня были большим и неприятным сюрпризом. Т.е. вместо 8 недель, как следует из официального срока курса, мы заплатили 230 евро в первый раз и 270 во второй - за 6 недель обучения.

2. Неудобное для меня деление на ступени обучения. С точки зрения маркетинга, я понимаю, почему курсы так странно разделены: чтобы учащийся даже при сильном желании не мог уйти. Но с точки зрения потребителя, я этим недовольна. Гораздо удобнее было бы за одну ступень считать один уровень языка. Т.е. первая ступень - А1, вторая - А2 и т.д. В MVHS сделано следующим образом: первая ступень - половина уровня А1. Вторая ступень - А1/А2, т.е. вторая половина А1 и первая половина А2, третья ступень к которой я приступлю с понедельника, А2/B1. С таким делением сложно поменять школу, скажем, после второй ступени, потому что либо я должна самостоятельно изучить материал второй половины курса А2 и в новой школе претендовать на курс B1, либо идти снова на А2 с самого начала.

3. Много людей в группе. На первых двух ступенях в моей группе официально числилось 17 человек. Конечно, по факту ходило меньшее число людей, но на первых занятиях было достаточно трудно. Все-таки хочется получать больше внимания от педагога при изучении языка, а с таким количеством учащихся это очень трудно сделать.

Deutsche Kurs
Имена всех людей из моей первой группы

4. Преподаватели не нативные спикеры. Многих это очень удивляет, но в MVHS на начальных уровнях обучения преподаватели не являются нативными спикерами, т.е. они не немцы. Например, моя учительница - испанка.

Немецкий язык
Моя преподавательница - Эва

Да, она 10 лет живет в Германии, хорошо говорит по-немецки,отлично преподает, но акцент, испанскую мелодику никуда не денешь. Я привыкла именно к ее немецкому и достаточно хорошо ее понимаю, но когда я в первый раз встретилась с настоящей немкой и начала слушать ее речь, я абсолютно ничего не поняла. Абсолютно! Это большой минус. Мой преподаватель на следующей ступени также не немец. Точнее, не 100% немец, а только 50%, на вторые 50% он китаец. Однако, моя нынешняя преподавательница отметила, что у него практически отсутствует акцент.

К преимуществам я отношу следующее:

1. Приемлемая цена 225-270 евро за курс. Особенно, если сравнить с ценами в престижной школе Goethe-Institut,где цена за месяц обучения превышает 700 евро. Это, пожалуй, главное преимущество.

2. Расположение учебных классов. Проживая в любой части города, можно подобрать для себя наиболее подходящий по расположению филиал.

3. Удобное время занятий. Я думаю, это свойственно и остальным языковым школам, но не выделить этот фактор в плюсы я не могу. Есть утренние курсы для свободных людей, как я :) С 9 утра до 12 дня. Есть дневные, есть вечерние для работающих людей: с 18.00 до 21.00.

Немецкий язык
Фото из моего профиля Instagram

4. Мне очень повезло с группой. К сожалению, на третью ступень из первоначального состава идут только трое моих однокурсников, но, возможно, мы будем в состоянии сплотить нашу новую группу в такой же дружный коллектив, как и предыдущую.

Deutsch Sprachkurs
Наш последний день с первой группой. На вторую ступень остались не все.

Мы очень весело и активно общаемся в перерывах, стараемся говорить только по-немецки. Часто после занятий мы ходим в библиотеку, чтобы вместе делать домашнюю работу. В хорошую погоду мы учим слова и артикли, загорая в Englischer Garten. И с самого первого дня у нас есть чат в WhatsApp и в Facebook, где мы обмениваемся впечатлениями о своей жизни в Германии, путешествиях и прочем, конечно, на немецком. Точнее, на его ломанной версии.

Deutsch Sprachkurs
Учим немецкий и загораем в Englischer Garten

На этих курсах я узнала много нового не только о немцах и жизни в Германии, но и о многих других странах мира. Это безумно интересно - узнавать новых людей с культурой и менталитетом, сильно отличающимися от твоих.

Deutsch Sprachkurs
Deutsch Sprachkurs
Deutsch Sprachkurs

Тандем-партнерство

Итак, как вы могли убедиться, минусов в моем изучении немецкого на курсах достаточно. Эти минусы, а также отсутствие языковой среды в повседневной жизни, натолкнули меня на поиски дополнительных возможностей для скорейшего прогресса моего немецкого. Уже слышу ваши вопросы: "Как же может быть отсутствие языковой среды, если ты живешь в Германии?". А вот так. Муж у меня кто? - Русский. Друзья - русские. Однокурсники - кто откуда, но точно не немцы. Где я могу общаться с немцами? На бытовом уровне - в магазинах, на почте. А вы знаете, что подавляющее большинство продавцов в магазинах приезжие иностранцы, турки, индусы и прочие? Да, и элементарные вопросы про цену и наличие продукта нельзя назвать общением, согласитесь. Так что языковой среды как таковой у меня нет. Мне так же, как и другим, изучающим немецкий и живущим за пределами Германии, приходится искать видео на немецком, читать статьи, чтобы получать приток немецкой речи. Единственное мое преимущество - наличие немецкого телевидения. Но это все пассивные методы изучения, хотя и по-своему эффективные. Во всех этих случаях я не разговариваю, а слушаю.

Из любой ситуации есть выход, и в ситуации отсутствия немецкого общения он тоже есть. Его мне подсказала одна наша соотечественница, которая живет здесь не так давно и тоже активно занимается изучением немецкого языка. Это поиск тандем-партнера по изучению языка. Т.е. нужно найти немца или немку, которые заинтересованы в изучении русского языка так, как я заинтересована в изучении немецкого. Встречаться с ними и половину занятия общаться на русском, половину на немецком, помогая друг другу в достижении своих целей.

Люди, которые увлечены изучением иностранных языков, конечно, знают об этом популярном, эффективном, а также бесплатном методе, как знают и о существовании большого количества сайтов для поиска языкового партнера. Я воспользовалась тем сайтом, что мне порекомендовали, а именно http://www.sprachduo.de, и результат не заставил себя долго ждать.

Пользоваться сайтом очень просто: выбираешь город проживания, язык для изучения, заполняешь анкету о себе (имя, возраст, владение языками и прочее). В принципе, и этого уже достаточно. Можно ждать, пока кто-то напишет тебе письмо с предложением встретиться или созвониться по скайпу, а можно воспользоваться поиском по параметрам и найти подходящих для твоего запроса людей. Так я и сделала. Искала ровесников, т.к. с ними я смогу найти больше общих тем, чем со старшим поколением. По началу я побаивалась писать парням, писала только девушкам. Одна из них почти сразу откликнулась на мое предложение, и мы с ней встретились.Именно она и была тем самым первым немцем, которого я абсолютно не поняла.

Вместе с тем мне начали писать молодые люди и предлагать свою помощь в немецком. Многих из них я отсеяла, либо потому, что они были не немцами (такая жестокая национальная дискриминация!), либо потому что они хотели заниматься вовсе не изучением русского языка. А однажды мне написал парень с предложением помочь мне с русским или украинским. Было смешно.

Итак, я уже встретилась несколько раз с моей первой партнершей. Не так плохо, но одного раза в 2 недели совершенно недостаточно для заметного прогресса. В идеале я бы хотела встречаться 3 раза в неделю. Поэтому я рискнула и встретилась с одним немцем, который изучает русский язык как хобби. Встреча прошла очень интересно, говорили обо всем: культуре, особенностях немцев и русских, Украинском конфликте и прочем. Но хобби есть хобби. Когда у человека нет острой необходимости в чем-то, он это что-то вряд ли будет делать с завидной регулярностью. Так и здесь: пока мы с ним больше не встречались.

И вот, наконец, я нашла то, что искала - человека, который по-настоящему заинтересован в изучении русского языка, потому что осенью поедет работать в Россию. Нас с ней объединяют не только общие темы, но и похожие интересы и взгляды на жизнь. Еще мне очень нравится ее основательный подход к делу. К каждой встрече она готовит для меня немецкую статью, соответствующую моему уровню немецкого, поправляет меня и советует, как лучше использовать те или иные немецкие выражения. Также обращает внимание на особенности баварского диалекта. Встречи проходят очень интересно. Я, в свою очередь, делаю то же самое, рассказываю ей значение русских идиом или разговорный сленг, присылаю ей русские статьи блогеров или печатных изданий. У нас сложился настоящий тандем, и именно от него я и жду основного прогресса в языке.

Несмотря на такую ценную находку, я не прекратила свои поиски партнеров, потому что большая часть недели у меня по-прежнему свободна и новые знакомства с немцами мне пойдут только на пользу. Так что в скором времени я рассчитываю на новые встречи и общение.

Вот, пожалуй, и все, что я могу рассказать об изучении немецкого на данном этапе моей жизни. Добавлю только, что все стереотипы по поводу этого языка, бытующие в России и во многих других странах, теперь мне кажутся просто смешными. Не знаю, как будет дальше, когда грамматика будет сложнее, слова специфичнее, но сейчас мне действительно очень нравится немецкий язык. Нравится его мелодика и ритм, его структура, а особенно нравится его звучание в детском исполнении.

Немецкий язык
Фото из моего профиля Instagram

Спасибо за внимание!
Liebe Grüße,
Vera.


4 комментария:

  1. Круто, Вера.
    Собираюсь учить язык в московском Гёте. Про поиск партнера интересно, но не могу себя представить :)
    Андрей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, спасибо большое! Необязательно искать партнера для личных встреч, можно созваниваться по скайпу. Однажды в самолете мы познакомились с одним немцем, который очень неплохо говорил по-русски, и летел в Москву сдавать экзамен по русскому языку. Он нам сказал, что выучил язык до такого уровня благодаря общению по скайпу с русским парнем, которого он нашел с помощью сайтов, подобных sprachduo.de . Так что можешь попробовать для начала такой метод.

      Удалить
  2. Прям-таки жаль что мой немецкий уже выучен )) было здорово. Учила тоже в Мюнхене: в CDC, где было так здорово и интересно, что я до сих пор общаюсь со всеми своими одногруппниками.Но там дороговато. Потом я перешла в Deutsche Akademie, там тоже было достаточно дешево, но уже не так интересно, зато прямо в центре!
    Удачи!!

    Полина
    http://russianingermany.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина, да, конечно, сам процесс изучения языка очень интересен, но ты бы знала, как я хочу скорее оказаться на твоем месте: на месте человека, свободно разговаривающего по-немецки :)
      Спасибо, удача никогда лишней не бывает)))

      Удалить